• Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
Около футбола
Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 
Тексты студентов
Автор: Рина Могутова   
27.09.2013 00:00

Предупрежу сразу: околофутбол - это спорт. Немного варварский, если в происходящее втянуты случайные прохожие (но это редкость), но все-таки спорт. В некоторых социологических книжках спортивных, в том числе футбольных, хулиганов выделяют как субкультуру.

Околофутбола (Россия)
Год: 2013.
Жанр: драма.
Режиссер: Антон Борматов.
Оператор: Игорь Гринякин.
Сценарист: Дмитрий Лемешев.
В ролях: Александр Ратников, Григорий Иванец, Иван Фоминов, Павел Ерлыков, Дарья Мингазетдинова.

Фильм, который позиционируется как картина о самой закрытой части мира футбольного фанатства, на самом деле, прост, как пять копеек. Несколько парней, болеющих за «Спартак», 25+ организуют фанатскую ультрас-группировку (фирму). Вместе с единомышленниками они завязывают драку на одной из станций метро с радикальными фанатами ЦСКА в день столичного супердерби. Разнеся в хлам вагон поезда, они скрываются после появления ОМОНа. Казалось бы — ну чего необычного? Сколько по «ящику» рассказывают о массовых задержаниях...


Основа конфликта — именно во внезапном появлении «космонавтов»: силовики никогда не дежурят в метрополитене в защитных шлемах, а те, что «накрыли» «махач», были, так сказать, при параде. Егору (Александр Ратников), самому умному из «основы» Skullhead Crew (друзья зовут его Тичером, потому что парень преподает историю в МГУ и защитил кандидатскую) кажется, что информация о готовящихся драках «сливается» правоохранительным органам кем-то из своих.

 

 

 

Эпизод с "вагоном смерти" из х/ф "Околофутбола"

В продолжении много спойлеров, и вообще автору кажется, что рецензию стоит читать только тем, кто в кино на показ точно не пойдет.

alt

Слава/Ярый (Иван Фоминов), неформальный лидер банды, не хочет верить в то, что в команде завелся стукач, но факты говорят сами за себя: уже третья драка подряд срывается из-за полицейских. Не могут же звать «момоновцев» на поляну то «бомжи» (фанаты «Зенита»), то «кони» (ЦСКА), то «лохомоты» («Локомотив»)! Но на кого думать? Тичер сначала подозревает неофитов, двух новичков, только принятых в основу: в день драки с фанатами армейцев они избили лидера чужой банды и украли у него телефон, хотя было велено только проследить за ним. Крохи доверия беспредельщикам улетучиваются. Чтобы избежать очередной встречи с ОМОНом, решено пустить слух среди своих, что предстоящую встречу с «динамиками» (фанатами «Динамо») отменяют. Тогда информация не успеет «утечь», а фирмачей соберут прямо в день боя. Пускай кто-то и «сольется», но зато есть шанс всем разойтись по домам.

Параллельно с подготовкой к «постанове» Ярый, Тичер и Бритва (Григорий Иванец) знакомятся с невестой своего четвертого «брата» Мажора (Павел Ерлыков) Таисией (Дарья Мингазетдинова). Девушка не знает, чем занимается в свободное время продюсер Володя, с которым она встречается уже полгода, и искренне интересуется жизнью его друзей. В клубе, где Бритва играет DJ-сеты, парни честно рассказывают девушке, что Слава — автослесарь в мастерской, а Егор — учитель. А вот подруга Таисии Даша, по случайности оказавшаяся недавно в том же вагоне метро, где схлестнулись «кони» и «мясо», уже знает, что перед ними хулиганы, и лучше бы держаться от них подальше. Тая не слушает подругу: ей как раз нужно подтянуть историю перед экзаменом, и Мажор уговаривает Тичера с ней позаниматься.

Субботнее «махалово» завершается совсем неудачно: представителей обеих группировок задерживают и доставляют в отделение полиции. Ярый, зататуированный чуть ли не сплошняком, в том числе эмблемой «Спартака» у сердца, истово отмазывается, мол, как я, тридцатилетний мужик, могу с малышней по паркам бегать, морды друг другу бить, меня вообще случайно по голове дубинкой отоварили, а я, мол, с девушкой гулял. Бритва сокрушается, что забыл выложить паспорт перед дракой, а у него уже есть условный срок: теперь могут «закатать» по полной программе. Мажор вообще прикидывается мертвым, его оставляют в парке на милость подоспевших медиков, из машины которых он и уходит на полпути к больнице. Этот трюк парень, кажется, проворачивает не первый раз, а ОМОН все ведется, хорошо, что катафалк сразу не вызывает. А вообще им, как по мнению полицейских, так везет: негласный уговор друг друга никогда не сдавать и не писать заявлений превращает избиение и массовые беспорядки в административное правонарушение, и к вечеру всех отпускают.
alt

Кадр из х/ф "Околофутбола"

Тая, надеявшаяся в субботу повторно позаниматься историей, не может дозвониться ни до Тичера, ни до Мажора и догадывается, что если оба недоступны — значит, дерутся. Но она не может понять, зачем, ведь есть более мирные способы поддержать любимую команду.

— Мы не болельщики, — то ли устало, то ли раздраженно пытается объяснить Егор, — мы не ходим на стадионы с шарфиками и флажками.

Но девушка не может понять такого «боления»: ведь парням плевать на исход матча, хотя в ночном клубе они однажды и заявляют двум игрокам родного Клуба, что если они еще раз «сольют» матч, фирма приедет в Тарасовку на тренировочную базу и пообщается с футболистами на простом и понятном языке. Тая все же пытается влиться в фанатскую тусовку, ходит с Мажором на закрытые вечеринки hools, но, кажется, дело вовсе не в том, что ей интересна та среда, в которой вращается ее парень. Кажется, все дело в Егоре. После одного из занятий Тая пробует объясниться с Тичером, но тот ее обрывает: ему еще с Мажором в одном ряду стоять на следующей драке, он не может предать друга. А нравится ему Таисия или не нравится — это вообще другая история. К тому же Мажор собрался сделать ей предложение: купил кольцо, да не одно, а сразу три — какая бы девушка перед этим устояла! Впрочем, в наркотическом угаре (видимо, отмечал свою помолвку в компании Бритвы и проституток) парень признается, что даже рад, что Тая не купилась и взяла время подумать, хоть и продолжает перед бойцами строить из себя романтическую натуру. Рассказывает, например, что подарил ей книжку «100 рецептов блюд из квашеной капусты».

— Знаете, что она мне ответила? Она сказала: «Ты смешной», — хвастается он по дороге в Питер в фирменном автобусе. — Не «я тебя люблю», а «ты смешной» — вот что самое классное, что может девушка сказать парню.

Но то, что он уехал, и Тая празднует день рождения в компании одной Даши, как-то мало вяжется с романтикой и чувствами. Драка важнее.

— Не хочу никого видеть, — злится Таисия, выключая мобильник. Никого — это Егора, потому что он и так не звонит и не пишет, и трубку не берет, сколько ни набирай. Потому что сейчас он стоит плечом к плечу с Мажором, Бритвой и Ярым, и для него тоже нет ничего важнее этой драки с фанами «Зенита», нет ничего важнее, чем убедиться в том, что никто из друзей не предавал фирму. «Бомжей» они, кстати, уделали, как младенцев, а, как вернулись в Москву, Ярый узнал, что младшего брата одного из их бойцов, Малого, избили кавказцы у ресторана восточной кухни. Не желая разбираться, кто прав, а кто виноват, он ведет парней мстить. Тичер, выступивший резко против, потому что это выходит за рамки околофутбола, не находит поддержки у парней, а Мажор вообще обвиняет его в том, что за Малого он бы вступился, только если бы мальчишку избил кто-то из фанатов. Взбесившийся, Тичер бьет Мажора и порывает с ним. Пока фирмачи громят ресторан, Таисия, накануне выбиравшая для Егора футболку в магазине ультрас-атрибутики, приходит домой к Тичеру, после бурного объяснения они проводят ночь вместе. А то, что и после беседы с продавцом, идеологом фанатского движения, она все равно не понимает смысла фирмы, идеи околофутбола — выследить «врага», «накрыть» его и «наказать» — пожалуй, не главное, ведь это не ее война.

alt

Кадр из х/ф "Околофутбола"

И вот, когда Тичер уже готов покинуть фирму, случается непоправимое. Ярый избивает наркодилера, продавшего Бритве дурь, тот стреляет ему в живот. А потом Славу хоронят. И еще Мажор выясняет за большие деньги, что тот «барыга» — оперативник под прикрытием, а значит хода делу об убийстве футбольного хулигана никто не даст. И добиться справедливости они должны сами. Своими способами.

Ярого, конечно, застрелили не случайно: московская полиция давно охотилась за Skullhead Crew, но футбольные фанаты — хорошо организованы и дисциплинированы, подчиняются только лидеру. Лидера необходимо нейтрализовать. Так правоохранители задумали изничтожить фанатский «движ» в столице. И начали с «мясных».

Парни не знают, кто стукач, до последнего, зритель узнает чуть раньше: Бритва сидит в отделении, где руководитель операции по противодействию организованному футбольному хулиганизму ставит перед ним ультиматум: либо убийство Ярого «вешают» на него — либо Бритва должен сдать Тичера. Парень пытается торговаться, он согласен сдать Мажора, но в полиции уже понимают, что вторым после погибшего лидера в иерархии спартаковских хулиганов был Егор, а значит следующим устранять нужно именно его.

Финал Кубка России, где схлестнулись «Спартак» и ЦСКА, должен был завершить полицейскую спецоперацию. ОМОНовцы готовятся встретить агрессивно настроенных друг против друга фанатов. Но они еще не подозревают, что в фанатских кругах уже распространилась информация о том, кто виноват в смерти авторитетнейшего бойца. И полиция имеет уникальную возможность наблюдать, как ослепляющее горе и жажда мести объединяют вечно враждующие группировки, как две толпы, еще недавно бившиеся не на жизнь, а на смерть, братаются, встают в один ряд и несутся на них, на силовиков, защищенных щитами и дубинками, с криком: «За Ярого!» Их не изменить: они не станут назавтра большой и дружной компанией, и следующая их встреча снова ознаменуется боем, но сегодня они согласны на fair play. Только честная игра. Только справедливые деяния по меркам этой уличной войны. Око за око. Зуб за зуб.

alt

Кадр из х/ф "Околофутбола"

Все, участвовавшие в драке, предсказуемо, арестованы, осуждены. Мажору и Малому досталось по году условно, Тичеру суд дал пять лет общего режима. Бритва, сбежавший со стадиона в середине матча, наказан своими за стукачество: неофиты добавили ему что-то в дурь. И, собственно, на этом все и заканчивается. Таисия уходит из зала суда в одну сторону, Мажор и фирма — в другую.

Тезис, вынесенный в слоган драмы — «Нас не изменить» — одновременно и доказан, и висит в воздухе. За 1,5 часа достаточно неплохой картинки (клиповость в сценах драк, конечно, напоминает о том, что Антон Борматов в большом кино появился именно из мира клипов, хотя и произошло это восемь лет назад) и бодренького саундтрека (да даже если ты не любитель подобной музыки, но все-таки любитель футбола, тот же трек «Яиц Фаберже» — «Все на футбол!» не оставит равнодушным) ни один персонаж не изменился. Спокойный и рациональный Егор ничуть не растратил своих качеств. Подлый и мелочный Мажор тоже остался прежним, наверняка не простив Тичеру Таю. Сама Таисия, плакавшая после объявления приговора, так и не поняла, что срок, полученный Егором — не случайность, а закономерность и его осознанный выбор: вряд ли кандидат исторических наук наивно надеялся уйти от ответственности, когда вел сразу две банды прямиком на «космонавтов». С другой стороны — дружба не выдерживает испытания изменой, любовь — испытания расстоянием. Ведь в финале фильма не показана ни дальнейшая жизнь фирмы, ни то, как сложилась судьба Тичера, который уже не сможет вернуться к преподавательской деятельности, потому что был осужден по уголовной статье, ни то, во что вылились его недолгие отношения с Таей... Нет эпизода возвращения Егора к прежней жизни, нет его ребенка в фанатской спартаковской «розетке»... Так может быть, режиссерская задумка была именно в том, чтоб показать изувеченные жизни? Смерть, предательство друзей, тюрьма, потеря любимых — что еще ждет вступившего в фирму хулигана? Может быть, этот специфический фильм — просто еще один повод задуматься, в драках ли заключается любовь к Клубу?..

 

 

 

 

 

Официальный трейлер х/ф "Околофутбола"


Да, драма в полном смысле этого слова не случилась. Тому, что задумывалось именно драмой, не хватило надрыва: когда хоронили Ярого, не хотелось реветь белугой на весь кинозал, как, например, в финале «Хулиганов Зеленой улицы». Когда парни узнают об избиении Малого, не хочется убивать всех и каждого неславянина, встретившегося по дороге, вместе с ними (а, кстати, хочется разобраться, как и предлагает Тичер). Не становится жаль родителей Егора, выходящих из зала суда. Не потому, что они этого не заслуживают (типа воспитали не сына, а чудовище какое-то — это вовсе не так), а потому, что сам парень воспринимает происходящее как единственно правильное. Фильм снят по всем законам жанра, если можно околоспортивный хулиганизм назвать жанром, и очень по законам страны, если можно сказать, что в этой стране есть законы. Не хочется встать с кресла, сжимая в руке билет с оторванным корешком, во время титров, и пойти на улицу менять действительность. Потому что катарсиса — катарсиса! — нет. Все остаются при своих: фирмачи с сознанием, что они правы, потому что на войне выживает сильнейший, полицейские — что они правы, потому что защищают столицу от хулиганов. Но так ли нужны столице подобные методы защиты?..


  • Вконтакте
  • Facebook
 

Авторизация



Кто на сайте

Сейчас 242 гостей онлайн

Мы в Сети

 

Facebook Image