• Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
  • Журналистика КГУ
На Главную Творчество студентов Аниме: великий вред или великое искусство?
Аниме: великий вред или великое искусство?
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Тексты студентов
Автор: N-Sh   
20.03.2011 11:07

тоторо


Свирепый анимешник: Ты назвал аниме мультиком?

Ня по морде, ня!

© откуда-то из Интернета

Как-то на просторах Интернета наткнулась на один очень интересный репортаж. Девочка, лет четырнадцати, покончила жизнь самоубийством, выбросившись из окна. Врачи и подруги утверждают, что на этот страшный поступок её подтолкнуло аниме.

Возмущению моему не было предела. Во-первых, (это самое главное!) репортаж грубо постановлен: главные героини, две девочки, откровенно играют на камеру. Чего стоит одно их обнимание-целование с телевизором. Во-вторых, я сомневаюсь в компетентности врача-непсихолога в вопросе о том, что выбросилась девочка из окна только потому, что насмотрелась аниме. И как, извините, это можно проверить?! В-третьих, автор по незнанию смешал все жанры аниме, наверняка, не догадываясь даже о жанровом делении и многообразии японской анимации. Ставить творение Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо» и «Эльфийскую песнь» в один ряд – преступление!

Но не столько журналистские «косяки» и недочёты меня возмутили в этом репортаже, сколько то, что проблему рассмотрели однобоко. Все герои говорили в один голос: «Аниме - плохо! Аниме – вред!». Ага, а всех поклонников на кол! (Это N-Sh утрирует, не было в репортаже такого). И последняя реплика девочки-главной героини о том, что аниме всё-таки не так и вредно, если в меру – совсем не в счёт. Я не фанат аниме, я – ценитель. Однако, то, что анимешники потеряны для этого мира меня сильно задело и оскорбило.

Можно долго спорить и кричать. Но давайте постараемся ответить всё-таки на главный вопрос: что есть аниме – великий вред или великое искусство?

Для начала небольшой экскурс в историю. Аниме возникло в Стране восходящего солнца в начале XX века. Традиции мультипликации были заимствованы у Диснея. В числе прочего и большие глаза у персонажей. И тупые шутки по поводу комплексов японцев совсем не смешные и неправильные. В больших глазах проще и удобнее прорисовывать эмоции. То-то же!

Теперь об ошибке журналиста в репортаже – смешение жанров. Японская анимация изначально не позиционировалась как мультики для самых маленьких. Да и на того, кто назовёт аниме мультиком, в знающих кругах косо посмотрят. Детский жанр аниме – кодомо. Для старших мальчиков и юношей – сёнэн. Сёдзё – это для девушек. Для взрослых мужчин и женщин – сэйнэн и джёсэй соответственно. Аниме делится на жанры и по другим принципам: по антуражу и технологиям (меха, киберпанк, школьная история), по стилям повествования (комедия, драма, романтика) и др.

Вершиной аниме принято считать произведения режиссёра Хаяо Миядзаки. Его «Унесенные призраками» стали первым и единственным анимационным фильмом, получившим премию Берлинского кинофестиваля, как «Лучший фильм», а не «Лучший мультфильм».

Нужно понимать и чётко разделять то, что анимация, которая создаётся для детей, будет доброй, белой и пушистой, а та, что для людей постарше – более грубой, содержащей сцены насилия и, если нужно, реки крови. Так как речь уже заходила об «Эльфийской песне», то тот, кто видел это аниме, должен был понять, что обилие крови и агрессия героев вполне обоснованы. Каждый герой «Песни» по-своему несчастен, за спиной у каждого свой груз, который не отпускает. Взрослые вынуждены слепо служить «верхам», а дети выброшены из общества, они не такие, как все и поэтому становятся изгоями. Однако критики почему-то замечают только оторванные пальцы, руки и ноги, забывая о том, что нужно читать между строк.

Именно это межстрочное чтение, интрига на протяжении сериала или серии, недосказанность и привлекает в аниме. Зритель вступает в диалог с героями, влюбляется, сострадает героям. Японская анимация, как и любое другое искусство, рисует идеальный мир, созерцает прекрасное.

Объяснить, почему нравится аниме невозможно. Можно либо любить, либо не признавать. Третьего не дано. Кому-то нравятся сюжеты, кому-то графика, кому-то красивые мальчики (девочки), герои анимации. Каждый выбирает по себе, и если уж попал в волну этого искусства, то вырваться сухим будет трудно.

Возвращаемся к репортажу. «Если в лексиконе вашего ребёнка появились слова «ня», «кавай», «чибики»; если ваш ребёнок большую часть дня проводит перед телевизором, вы должны бить тревогу и задуматься о том, а не пора ли выключить телевизор?!» - примерно такое напутствие напоследок даёт автор репортажа. Извините, люди, но в колокола этой самой тревоги нужно было бить гораздо раньше. А именно в тот день, когда своего ребёнка отдали на воспитание «голубому» экрану. И уж если так вышло, что маленький человек своих родителей видит реже, чем бытовую технику, то, будьте добры, позаботьтесь хотя бы о том, что смотрит ваше чадо. Кто, в конце концов, воспитатель?!

Обвинять во всех смертных грехах аниме, по меньшей мере, глупо. Это всё равно, что приравнивать «Преступление и наказание» Достоевского к руководству по убийству бабушек-процентщиц.

Мы, можно сказать, поколение детей, которые выросли на аниме «Покемоны» и «Сейлор Мун». Первый сериал прикрыли по причине того, что он якобы пагубно влияет на неокрепшую детскую психику. С середины нулевых годов анимация на центральных государственных каналах появляется крайне редко. Да, у нас были любимые герои, которым мы сопереживали. Но, однако же, не выпрыгивали из окон и ничего плохого с собой не сотворили. Выросли, поступили в институты-университеты.

Аниме – искусство, созданное для и в другой культуре. Мы лишь счастливые наблюдатели. Как и у всего, что приходит, у него будут поклонники и критики. Но нельзя быть категоричным. К чему-то мы не привыкли, что-то для нас чуждо. Нельзя говорить, что анимация – это великое зло. Можно лишь понимать и не понимать этот вид искусства.

Думайте сами, решайте сами…

Кадр из фильма Хаяо Миядзаки "Мой сосед Тоторо" взят из открытых источников


  • Вконтакте
  • Facebook
Обновлено 29.07.2011 12:07
 

Авторизация



Кто на сайте

Сейчас 105 гостей онлайн

Мы в Сети

 

Facebook Image